
- уведомить исполнителя;
- зафиксировать недостатки;
- выбрать требования;
- предъявить претензию;
- подать иск.
- условиям договора;
- обычно предъявляемым требованиям;
- обязательным требованиям закона или иных правовых актов.
Этап 1. Уведомить исполнителя
Гражданский кодекс РФ не устанавливает обязанности заказчика незамедлительно уведомлять исполнителя об обнаруженных недостатках. Но ее может содержать договор оказания услуг или специальные правовые акты, которые регулируют конкретные услуги. Кроме того, если услуги имеют овеществленный результат, то в случае спора суд может применить пункт 1 статьи 720 Гражданского кодекса РФ (в силу ст. 783 ГК РФ). Он требует немедленно уведомлять подрядчика, если заказчик при приемке результата работ выявит недостатки. Если заказчик не уведомит исполнителя, то рискует потерять право ссылаться на ненадлежащее качество услуг (см., например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 августа 2016 г.). Так, суд может сделать вывод, что исполнителя лишили возможности знать и доказать момент и причины проявления недостатков. В результате он не мог предпринять меры, чтобы в будущем с наименьшими затратами устранить недостатки. Порядок уведомления зависит от обстоятельств, при которых заказчик обнаружил ненадлежащее качество услуг.Этап 2. Зафиксировать недостатки
Чтобы предъявить исполнителю претензии, заказчик должен представить доказательства, что у услуг действительно есть недостатки(ст. 65 АПК РФ). Для этого их нужно зафиксировать. Лучший вариант – составить акт о выявленных недостатках с подписями обеих сторон. Если исполнитель не явится, чтобы составить акт, или откажется его подписывать, то нужно составить акт самостоятельно и направить копию исполнителю. Акт можно составить в произвольной форме. Однако в нем в любом случае необходимо указать:- дату и номер договора;
- информацию о вызове исполнителя;
- дату и номер документов, которые подтверждают оказание услуг (если есть);
- подробное описание недостатков.
Этап 3. Выбрать требование
Перед тем как направить исполнителю претензию, нужно определиться с требованием, которое будет предъявлять заказчик. Оно должно отвечать не только его интересам, но содержанию закона и договора. Иначе есть риск впустую потратить время и средства. Ответственность исполнителя за ненадлежащее качество услуг определяет статья 723 Гражданского кодекса РФ. Так, заказчик вправе по своему выбору потребовать, чтобы исполнитель:- безвозмездно устранил недостатки в разумный срок;
- соразмерно уменьшил установленную цену;
- возместил расходы заказчика на устранение недостатков;
- возместил убытки;
- выполнил иные требования.
Этап 4. Предъявить претензию
Заказчику нужно помнить: 1) о рисках, которые возникнут, если не направить претензию; 2) форме и содержании претензии; 3) сроке направления; 4) порядке направления. 1. Риски, которые возникнут, если не направить претензию Если заказчик нарушит обязательный досудебный порядок урегулирования спора, суд может:- оставить исковое заявление без движения, а затем вернуть истцу (ч. 1 ст. 128, п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ);
- сразу возвратить истцу на основании пункта 5 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
- сам договор возмездного оказания услуг;
- законы, которые регулируют отношения по оказанию конкретного вида услуг.
- реквизиты договора оказания услуг, из которого возник спор;
- факты, которые говорят о ненадлежащем качестве услуг исполнителя – описание недостатков;
- ссылки на документы, которые подтверждают ненадлежащее качество услуг;
- ссылки на нормативно-правовые акты и положения договора, которые обосновывают требования заказчика;
- требования заказчика и срок их исполнения;
- расчет суммы, которую требует заказчик (если требование денежное);
- описание документов – приложений к претензии.
Этап 5. Подать иск
Заказчику нужно определить срок, в который можно подать иск, учесть требования к содержанию и подаче иска. 1. Срок, в который можно подать иск Нужно учитывать два срока: 1) срок на предъявление иска после направления претензии; Этот срок могут предусматривать закон или договор. Так, согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ иск можно предъявить только через 30 календарных дней со дня направления претензии, если закон или договор не содержат иных сроков. Другой пример – статья 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Она дает 10 дней на то, чтобы рассмотреть претензию. Срок начинает течь со дня, когда туроператор ее получил. 2) срок исковой давности. У судов нет единого мнения о продолжительности этого срока в случае с оказанием услуг. Есть две противоположные позиции. Одни суды говорят об общем сроке в три года, другие – о сокращенном сроке в один год. Стоит согласиться с позицией последних. Срок начинает течь со дня, когда заказчик:- обнаружил или должен был обнаружить недостатки, – общее правило (п. 1 ст. 200 ГК РФ);
- получил услуги в полном объеме, если заказчик принимал результат услуг по частям (п. 2 ст. 725 ГК РФ);
- заявил о недостатках, если заказчик это сделал в пределах гарантийного срока (п. 3 ст. 725 ГК РФ).
- требования к исполнителю;
- обстоятельства, на которых заказчик основывает исковые требования, – нарушение требований к качеству услуг;
- доказательства, которые подтверждают эти обстоятельства;
- сведения о соблюдении претензионного порядка.