За что отвечает перевозчик, грузоотправитель и экспедитор?

Перевозчик заплатит за потерю груза, даже если не виноват

В пути часть груза потерялась или сломалась. Бывает, что товар полностью испортился. В этих случаях перевозчик должен платить вне зависимости от того, виноват он или нет. Перевозчик обязан возместить ущерб даже за случайное причинение вреда. Например, если товар сломался в результате ДТП. Компания приняла к перевозке груз общества. В дороге машина попала в аварию, груз был поврежден. В этом ДТП виновником признали не перевозчика, а третье лицо — водителя, который въехал в грузовик с перевозимым товаром. Общество подало иск к компании о возмещении вреда. Все три инстанции поддержали истца. Суды решили, что в данном деле перевозчик не мог не знать о рисках, которые связаны с авариями. Дорожно-транспортное происшествие можно предвидеть, поэтому ответчик несет риск убытков от аварии. Суд может освободить профессионального перевозчика от ответственности, если недостача или повреждение груза произошли из-за чрезвычайных обстоятельств, которые объективно нельзя было предвидеть и предотвратить. На практике суды чаще не поддерживают перевозчиков. Например, суды не считают кражу товара событием, которое перевозчик не мог предотвратить. В одном из дел суды заставили платить транспортную компанию, у которой в процессе перевозки неизвестные лица похитили груз. В другом споре перевозчик указал, что не мог повлиять на порчу груза, так как у него загорелся автомобиль. Суд обязал перевозчика возместить вред, так как возгорание машины — это обычный риск предпринимателя.

Перевозчик не отвечает за повреждения, если груз был плохо запакован

Грузоотправитель передал товар в бракованной упаковке. Из-за этого в пути часть груза испортилась. За такой недостаток товара перевозчик ответственности не несет. Здесь работает правило: компания, которая занимается перевозкой, не должна возмещать убытки за утрату, недостачу или порчу товаров, если отправитель плохо упаковал груз. Президиум ВС привел пример, когда перевозчик не платит за повреждение груза. Компании заключили договор перевозки, по которому надо было доставить легковые машины на открытых автовозах. В дороге один автомобиль получил повреждения — в ветровое стекло попал камень. Грузоотправитель подал иск. Суды встали на сторону перевозчика. Транспортная компания доказала, что наличие упаковки исключило бы возникшие повреждения. По общему правилу риск ненадлежащей упаковки груза лежит на грузоотправителе, если только в договоре стороны не прописали обязанность перевозчика упаковать товар. Отправитель обязан подготовить товар таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность груза.

Перевозчик будет платить, даже если нельзя установить реальный ущерб

Если ущерб грузу нельзя определить точно, перевозчик все равно обязан его возместить. Конкретную сумму должен указать суд.

Президиум ВС привел пример. Перевозчик не доставил груз, отправитель потребовал возместить убытки. Первая и апелляционная инстанции решили, что стоимость груза установить невозможно. Чтобы доказать цену товаров, отправитель представил договор поставки запчастей с третьим лицом и товарную накладную. Но в перевозочных документах ссылки на них не было. Суды отказали истцу.

Кассация встала на сторону грузоотправителя. Если в транспортных документах не указана стоимость груза, это не освобождает перевозчика от ответственности. Суд обязан определить размер убытков с учетом всех обстоятельств дела.

Грузоотправитель не отвечает за неточную массу груза в пределах погрешности

Если отправитель груза по железной дороге занизил массу товара, перевозчик вправе взыскать с него неустойку. Перевозчик вправе сделать это в двух случаях — если из-за искажения уменьшилась стоимость перевозки или вагон был перегружен. Отправитель может не платить штраф, если докажет, что масса груза искажена с учетом допустимой погрешности. Например, перевозчик принял к перевозке вагон с распиленными бревнами. Отправитель определил массу груза по обмеру. На станции отправления перевозчик взвесил вагон на контрольных весах и решил, что груз весит больше. Перевозчик потребовал неустойку. Первая и вторая инстанции удовлетворили иск. Они сослались на международное соглашение, по которому перевозчик отвечает за недостачу груза, если она превышает 0,2 процента от его массы. Эта же цифра — допустимая погрешность при взвешивании груза. Верховный суд отправил дело на пересмотр. Он указал, что международное соглашение нельзя толковать расширительно. Допустимая погрешность — не абсолютная величина, она может меняться. Стороны должны были доказать ее размер с учетом коммерческих обычаев, свойств груза и обстоятельств перевозки.

Суд вправе снизить размер штрафа за неверно указанную массу груза

Если отправитель занизил массу груза за рамками погрешности, придется платить неустойку. Размер неустойки — пятикратная плата за перевозку. Но суд может уменьшить штраф, если сумма явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Грузоотправитель неправильно указал в транспортной накладной массу груза. В результате была не только искажена реальная масса товара, но и превышена предельная грузоподъемность вагона. За каждое из этих двух нарушений перевозчик решил взыскать санкции с отправителя. Он подал иск о взыскании штрафа за превышение грузоподъемности вагона и за искажение сведений в транспортной накладной — всего 897 тыс. руб. Ответчик попросил снизить неустойку. Суды удовлетворили исковые требования частично и снизили неустойку до 538 тыс. руб. Они приняли доводы ответчика о том, что перевозчик не понес убытки из-за перегруза, а излишки товара выгрузили сразу после перевески.

Экспедитор заплатит за потерю груза, если он же его и перевозит

Отправитель вправе взыскать деньги за утрату, недостачу или повреждение груза с экспедитора. Условие — если экспедитор перевозил груз собственным транспортом, выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика. Президиум привел пример в обзоре. Стороны заключили договор транспортной экспедиции. Компания обязалась лично или с привлечением третьих лиц обеспечивать доставку груза общества автомобильным транспортом. В ответ на заявку клиента компания сообщила, когда приедет автомобиль под управлением определенного водителя, чтобы принять груз. Водитель пропал вместе с грузом. Общество подало иск к компании. Первая инстанция отказала. Экспедитор обязан организовать перевозку груза и не отвечает за его утрату, которая возникла по вине перевозчика. Так же решила и апелляция. Кассация направила дело на новое рассмотрение. Общество не согласовывало кандидатуры конкретных перевозчиков. Цена услуг экспедитора сопоставима с рыночными. На сайте экспедитора в интернете, через который был заключен договор, указано, что компания обеспечивает доставку груза. При этом ответчик указал клиенту конкретного водителя. Таким образом, компания приняла на себя обязательство по доставке груза и отвечает за его утрату при перевозке.

Экспедитор не отвечает за груз, если он только агент грузоотправителя

С экспедитора нельзя взыскать убытки за утрату, недостачу или порчу груза перевозчиком, если по договору он является лишь агентом отправителя. Из этого правила есть исключения: экспедитор не проявил необходимой осмотрительности в выборе перевозчика или принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки.

Отправитель может приостановить срок исковой давности, если направит претензию

Время на претензионный порядок не засчитывается в срок исковой давности. Президиум Верховного суда привел в качестве примера дело, в котором перевозчик потерял груз. Отправитель предъявил претензию, но она осталась без ответа. Через некоторое время компания обратилась в суд с иском.

Первая инстанция удовлетворила требования истца. Апелляция отменила это решение. Суд заметил, что время предъявления претензии входит в срок исковой давности, не приостанавливает и не продлевает его. Кассация не согласилась с апелляцией и оставила в силе решение первой инстанции.

Суд указал, что стороны пытались урегулировать спор во внесудебном порядке, который предусмотрен законом. Это значит, что срок исковой давности приостанавливается на срок урегулирования спора, который указан в законе, а если такого срока нет — на шесть месяцев со дня начала процедуры.

Экспедитор обязан предъявить иск к перевозчику в сокращенный срок

Экспедитор обязался доставить груз. Для этого он привлек стороннюю фирму — перевозчика. В результате ДТП часть груза была повреждена. Экспедитор возместил клиенту ущерб, после чего направил перевозчику претензию с требованием возместить реальный ущерб от несохранной перевозки.

Перевозчик отказал, поскольку с момента утраты груза прошло полтора года. По закону срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, составляет один год. Его надо исчислять со дня признания груза утраченным.

Экспедитор пошел в суд. Первая инстанция встала на его сторону, но апелляция и кассация поддержали перевозчика. Суды исходили из того, что сокращенный срок исковой давности и момент его начала установлены в транспортных уставах и кодексах. Эти сроки не могут произвольно продлеваться в зависимости от действий истца.

       
70

Благодарных компаний

8

Лет успешного опыта

92%

Выигранных дел

840

Успешных кейсов

Преимущества компании

Мы Вам рады

Мы ценим и любим своих Клиентов, строим с ними длительные, уважительные и доверительные отношения. Именно поэтому мы вправе гордиться тем, что многие наши Клиенты с нами вот уже больше 8 лет.

Индивидуальный подход

Мы строим партнерские отношения, которые наполняем взаимовыгодными решениями и долгосрочными перспективами.

Мы можем многое

Мы готовы помочь Вам в решении текущих задач Вашего предприятия, оптимизировать затраты и налоги, при этом освободим Ваше время для решения стратегических задач бизнеса

Остались вопросы?

Перезвоним в течении 5 минут!
Наши специалисты ответят на любые Ваши вопросы, касающиеся юридических проблем.
Получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Несколько интересных фактов о нас

Над проблемой трудятся юристы узкой специализации.

Профессиональная помощь юриста поможет вам защитить свои права и получить справедливую сумму возмещения.

Клиенты оплачивают услуги «Правового эксперта» только после получения суммы возмещения.