Как сдать квартиру по закону

Сдача недвижимости в нашей стране и за рубежом — дело привычное и весьма доходное. Однако если добропорядочные европейцы, для которых безопасность и надежность не пустой звук, делают все официально и согласно букве закона, то в нашей стране в большинстве случаев ограничиваются устными договоренностями. Отсутствие письменной договоренности и неуплата налогов чревато неприятными последствиями, поэтому любой арендодатель должен знать: как сдать квартиру по закону и каким образом это защищает его в будущем.
Владельцы пустующей частной собственности заинтересованы в ее сдаче. Это не только источник дополнительных доходов, но и возможность покрыть расходы на содержание квартиры, поскольку и за пустую жилплощадь необходимо платить. Хорошо, если жильцы окажутся спокойными и добросовестными, будут бережно относиться к чужому имуществу и вовремя платить по счетам. Но нередко бывает наоборот и недобросовестность съемщиков оборачивается крупными финансовыми потерями. Помимо этого, информация о неофициальной сдаче квартиры может попасть в налоговые органы, а это грозит не только штрафом, но и уголовной ответственностью. Чтобы обезопасить себя, нужно знать, как правильно сдать квартиру квартирантам, а именно: заключить договор найма, составить акт приема-передачи имущества и вовремя уплачивать налоговые сборы.

Шаг 1. Заключаем письменное соглашение

Гражданский кодекс разграничивает понятия “найм” и “аренда”, последнее возможно при сдаче недвижимости предприятиям и фирмам (гл.34 ГК РФ), найм же происходит при передаче квартиры в пользование физическим лицам (гл.35 ГК РФ). Договор аренды необходимо регистрировать, если он заключен больше чем на год, договор найма регистрировать не нужно.
Договор найма жилого помещения (именно такая формулировка употребляется Гражданским кодексом) заключается без заверения у нотариуса. Содержание документа должно включать:

  1. Сведения, позволяющие идентифицировать помещение: точный адрес, площадь, количество комнат. Если сведения о квартире, указанные в договоре не позволяют с точностью определить о каком жилье идет речь, договор считается недействительным.
  2. Сведения об оплате. Оплата съема может быть фиксированной, например, 10 тысяч рублей, либо в договоре прописывается правила ее расчета. Также указываются сроки внесения арендных платежей и возможность пересмотра суммы оплаты. Например, величина платежа пересчитывается каждые полгода и увеличивается на 10 %. Помимо этого, в договоре можно оговорить порядок внесения и возвращения задатка, какая часть коммунальных платежей оплачивается съемщиком, а какая собственником жилья.
  3. Сроки аренды. Можно сдавать квартиру на срок от 1 месяца до 5 лет. Если конкретный срок в договоре не прописывается, она считается по умолчанию сданной на 5 лет.
  4. Контактные и паспортные данные.
  5. Права и обязательства участников сделки. В соглашении можно разграничить обязанности обеих сторон по содержанию помещения. Например, капитальный ремонт осуществляется за счет собственника квартиры, а текущий за счет арендатора. Можно включить в договор об аренде пункт о «арендных каникулах», то есть когда съемщик прежде чем въехать в квартиру делает в ней косметический ремонт по своему вкусу, а сумма расходов покрывается за счет арендных платежей.
  6. Порядок прекращения действия соглашения. По закону квартирант может съехать до истечения срока договора через три месяца после уведомления об этом хозяина. Собственник же жилплощади может разорвать договор и выселить жильца только при условии недобросовестного пользования квартирой, приводящей к ее порче, использования ее не по назначению (пункт торговли, офис, склад) либо квартиранты создают существенные проблемы соседям. Соглашением можно предусмотреть иные возможности досрочного прекращения сотрудничества.

Шаг 2. Составляем акт приема-передачи имущества

Въезжая в квартиру, съемщики и хозяин должны составить опись передаваемого имущества: бытовую технику, электрические приборы, мебель, все мало-мальски стоящее должно быть описано, во избежание впоследствии конфликтов по поводу пропавших вещей. Особенно это актуально если предстоит долгий срок аренды, через пять лет и квартиранты и хозяин забудут, что и в каком состоянии находилось в квартире изначально.

Шаг 3. Регистрация договора найма.

Это мера является обязательной при сдаче жилья юридическим лицам более чем на год. В остальных случаях этот шаг носит добровольный характер и заинтересован в нем больше съемщик, чем собственник. Регистрация соглашения защищает его права в случае неправомерных действий владельца.

Шаг 4. Уплата налогов.

Доходы от сдачи собственности должны быть должным образом задекларированы. После подачи декларации о доходах придет уведомление о начисленной сумме налога, который полагается уплатить в установленный срок. Сумма налога составляет 13% от величины дохода. Для снижения суммы налога можно пройти процедуру регистрации в качестве юридического лица, в этом случае величина налога составляет 6%.
Консультация грамотного юриста позволит разрешить все вопросы по поводу того, как правильно сдать квартиру по закону, защищая свои права и не нарушая права арендатора. Заказать данную услугу можно на нашем сайте.

Добавить комментарий
×
×

Получите бесплатную консультацию

Я прочел и согласен с политикой конфиденциальности