Деловая репутация компании – больше чем просто имидж. Это актив, который дает реальный экономический эффект. Все понимают, что вред, нанесенный репутации, может повлечь за собой имущественные потери и провал бизнес-планов из-за оттока клиентов, срыва выгодных сделок и т. д. В том числе это прекрасно понимают и конкуренты. Поэтому в современных условиях черный пиар с использованием СМИ и интернет-ресурсов стал весьма распространенным явлением. Если компания стала жертвой черного пиара, задача юриста не только добиться опровержения порочащих сведений, но и взыскать адекватную компенсацию. Не секрет, что шансы доказать в таких обстоятельствах реальные убытки и упущенную выгоду невысоки – суды слишком формально оценивают причинно-следственную связь. Поэтому основные надежды обычно связаны с денежной компенсацией нематериального вреда. Но эти надежды далеко не всегда материализуются в крупные суммы. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе вместе с компанией "Правовой эксперт".
Основания для компенсации репутационного вреда
Деловая репутация является нематериальным благом, защищаемым в соответствии с Гражданским кодексом и другими законами в случаях и порядке, ими предусмот-ренных (ст. 150 ГК РФ). Формально в Гражданском кодексе право требовать возмещения нематериального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих деловую репутацию, напрямую предусмотрено только для граждан, и оно касается возмещения морального вреда (п. 5 ст. 152 ГК РФ), понятие которого к компании неприменимо. Пункт 7 статьи 152 Гражданского кодекса распространяет правила этой статьи о защите деловой репутации также на юридических лиц, но не предусматривает конкретного способа защиты для компенсации нематериального вреда (аналога иска о возмещении морального вреда). Однако в судебной практике право компаний предъявлять подобные иски давно не вызывает сомнений (определение Конституционного суда от 04.03.03 № 508-О, п. 1, 2, 15 постановления Пленума Верховного суда от 24.02.05 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», далее – постановление № 3). Чаще всего в исках и судебных решениях фигурируют такие понятия, как «взыскание компенсации нематериального репутационного вреда» или «возмещение вреда, причиненного деловой репутации».
Доказательства репутационного вреда
В законодательстве не установлено каких-либо ориентиров для определения размера денежной компенсации. Нематериальный вред не связан с размером причиненных убытков, поэтому компания не должна доказывать свои реальные имущественные потери и упущенную выгоду, требуя компенсацию за репутационный вред. Более того, размер имущественных потерь компании вообще не должен иметь значения для суда, так как для защиты нарушенных имущественных интересов компания может предъявить самостоятельное требование о возмещении убытков (п. 5 ст. 152 ГК РФ). Но в то же время компания должна доказать факт причинения вреда, а именно наступление каких-либо негативных последствий в сфере деловой деятельности (например, отказ партнеров от продолжения сотрудничества в связи с распространением о компании сведений, порочащих ее репутацию).
Размер компенсации
Суд не связан тем размером компенсации, на котором настаивает истец, а исходит из положений части 2 статьи 151 и пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса, согласно которым основополагающий принцип при определении размера подлежащей взысканию компенсации – это соблюдение требований разумности и справедливости, что предполагает добросовестный баланс своих и чужих интересов. Практика показывает, что арбитражные суды при определении размера компенсации фактически принимают во внимание те же обстоятельства, которые Пленум Верховного суда назвал в пункте 15 постановления № 3: характер и содержание публикации, степень распространения недостоверных сведений, соразмерность компенсации причиненному вреду, степень вины причинителя вреда. Все это весьма оценочные понятия. В результате в арбитражной практике о взыскании компенсации за репутационный вред можно увидеть очень существенный разброс присужденных сумм: от нескольких тысяч до нескольких миллионов. Однако более детальный анализ показывает, что в основной массе случаев компаниям приходится довольствоваться скромными суммами от 10 до 100 тыс. рублей. И лишь в очень редких случаях с особыми обстоятельствами удается добиться миллионных компенсаций. Ниже – описание четырех дел о компенсации репутационного вреда, в которых компаниям удалось получить наиболее крупные суммы.
Если у вас есть какой-либо вопрос, то наши юристы всегда смогут вам помочь на бесплатной личной консультации ценным советом.
«>