Закон о запрете средств обхода интернет-блокировок действует с 1 ноября 2017 года. В том случае, если сами сервисы не блокируют доступ к контенту, который запрещен, их самих блокирует Роскомнадзор. Закон также запрещает поисковикам выдавать ссылки на ресурсы из «черного» списка. Все поисковые системы обязаны подключиться к ФГИС (федеральная государственная информационная система) и следить за блокировками. Иначе они будут вынуждены платить штраф. Анонимайзер – ресурс, скрывающий данные пользователя. VPN – это также сервисы, которые маскируют и шифруют весь трафик. Введена ответственность за нарушение закона об анонимайзерах – штрафы. Согласно закону, за выдачу поисковыми сайтами ссылок на запрещенные ресурсы будут взиматься штрафы в следующих размерах:

  • с граждан – от трех до пяти тысяч,
  • с должностных лиц – от тридцати до пятидесяти тысяч,
  • с юридических лиц – от пятисот до семисот тысяч.

Также за неподключение к федеральной государственной информационной системе установлены штрафы: от тридцати до пятидесяти тысяч – для граждан, от пятидесяти до трехсот тысяч – для юридических лиц. Согласно информации Роскомнадзора, пока ни один анонимайзер и VPN не присоединился к системе. Принимать решение о подключении к ФГИС должны ведомства, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Однако пока запросов от них не поступало. Отметим, что есть недостатки в законодательном регулировании: ресурс, созданный для распространения незаконного контента – вреден и опасен для общества. Владелец неспециализированного в распространении такого контента сайт, где ссылку на запрещенный ресурс могут оставить, пользователи, не может нести ответственность в той же мере. После блокировки по IP не нарушающих закон ресурсов ведомство подготовило новые рекомендации для операторов связи. Блокирование сайта осуществляется тремя способами:

  • используется система DPI,
  • применяются также условия договоров с операторами связи.

С юридическими лицами все понятно, хотя опять же есть совсем проработанные схемы. Вызывает вопросы ответственность физического лица, обычного пользователя информационных ресурсов. У человека:

  • нет доступа к федеральной государственной информационной системе, чтобы следить за всеми блокировками Роскомнадзора;
  • он и не обязан этого делать;
  • человек может пользоваться запрещенными ресурсами и средствами, помогающими обойти блокировки, поскольку просто не осведомлен об этом;
  • обычный пользователь может просто перейти по ссылке в Google или «Яндексе» и быть оштрафованным.

Одной из причин принятия закона о запрете обхода блокировок сайтов называли борьбу с пиратством. Глобально запрет на обходы блокировок, блокировка сайтов-«зеркал» не решают проблему пиратства. Правообладатели, безусловно, позитивно оценивают реформы по ограничению доступа к пиратскому контенту. Но в то же время такие действия, как мы видим на практике, приводят и к нарушению прав законопослушных операторов связи и потребителей информации. Новые правила приводят к расширению контрольно-надзорных задач государства, создают ситуацию, когда количество чиновников в этой сфере должно расти вместе с количеством нарушений. При этом действие запретов ограничено территорией страны, и с юридической точки зрения, гораздо эффективнее решать проблему нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности в мировом масштабе.