Приобрела в кредит мобильный телефон, однако по приходу домой обнаружила, что меня заставили подписать еще и договор добровольного страхования. Подскажите пожалуйста, является ли навязывание договора страхования при покупке техники законным. Если это незаконно, то что мне делать? Татьяна, г.Добрянка   Такая проблема, как навязывание договора страхования при покупке техники и других предметов быта в кредит, волнует всех уже очень давно. Действительно, при покупке бытовой техники с использованием кредитных средств многие вынуждены подписывать дополнительный договор добровольного страхования, на самом деле таковым не являющегося. Это несет для заемщика (покупателя) дополнительные непредвиденные расходы. Однако с недавнего времени эта проблема стала вполне решаемой.   Надо отметить тот факт, что навязывание договора страхования при покупке техники с использованием кредитных средств никогда не было законным. Этот момент регулируется ФЗ «О защите прав потребителей». Исходя из положений его статьи 16, пункты договора, которые ущемляют права потребителя либо ставят проведение одних действий в зависимость от других, недопустимы. Однако раньше доказать, что вам именно навязали эту страховку, было практически невозможным. Дело в том, что при подписании договора о кредите, равно как и договора добровольного страхования, всегда учитывается фактор свободы отношений между кредитной организацией и потребителем либо между покупателем и страховой компанией. Таким образом, если покупатель сделал подпись на страховом или кредитном договоре (следует отметить, что некоторые банки заранее ставят в своих кредитных договорах пункт, по которому без страховки кредит вам просто не одобрят), то можно считать, что сделал он это добровольно. Впрочем, суды именно так и считают. Доказать обратное зачастую бывает крайне сложно. После июня 2016 года потребителям стало несколько легче. Теперь от любой страховки можно отказаться. Но сделать это нужно за 5 дней после того, как вы подписали договор. Здесь следует учесть, что имеются ввиду не календарные, а только дни рабочей недели. Однако отсчет не ставится в зависимость от того, когда банком или клиентом была оплачена страховка. Это важный момент, о котором забывать нельзя, отсчет идет исключительно с момента, когда вы поставили на договоре подпись. Для отказа от страхования необходимо на имя компании-страховщика подать соответствующее заявление. Сделать это можно как нарочно, придя непосредственно в офис, либо отправив заказное письмо. Причем в последнем случае пятидневный отсчет будет производиться с момента, когда страховая получила ваше письмо. Удовлетворить ваши требования и вернуть вам деньги должны в течении 10 дней (рабочих). Если в этот отведенный законом срок требования удовлетворены не будут и страховая сумма не будет возвращена, то покупатель имеет право обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. При этом в случае удовлетворения искового заявления со страховой будет взыскана не только сумма, оплаченная вами по договору, но и дополнительно штраф в размере половины этой суммы за отказ в удовлетворении требований в добровольном порядке.  

  1. Если вы подписали договор по страхованию и хотите отказаться от него обратитесь в страховую компанию с заявлением о расторжении договора страхования и возврате страховой суммы. Сделать это можно только в течении 5 дней с момента подписания.
  2. При отказе в удовлетворении требований необходимо обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
  3. При подаче искового заявления истец освобождается от уплаты госпошлины.
  4. При удовлетворении требований возврат страховой суммы происходит за вычетом средств за количество дней, в течение которых потребитель пользовался страховкой.