Закон о СМИ (ФЗ РФ N 2124-1) — основной нормативно-правой акт, регламентирующий деятельность средств массовой информации в России. Несмотря на его основополагающий статус, рассмотрения одного только ФЗ РФ N 2124-1 будет недостаточно, чтобы узнать основные изменения в порядке государственного регулирования деятельности печатных изданий и аудиовизуальных медиа. Существенные изменения законодательства, которые произошли в 2017 году и затронули базовые принципы работы СМИ — не коснулись закона №2124-1.   ФЗ РФ N 2124-1входит в число первых и основополагающих нормативно-правовых актов, отделивших современное российское государство от СССР. Принятый еще в 1991 году закон, за время своего существования, претерпел около полусотни изменений и незатронутой осталась только 1 его статья. Существенные и обильные поправки были внесены в него в 2011 году, когда 2 статья закона, содержащая основные понятия и определения была расширена и под понятие средство массовой информации оказались подведены сетевые источники информации. Согласно терминологии ФЗ РФ N 2124-1, массовая информация — это любой тип сообщения, ориентированный на неопределенную аудиторию, а СМИ — это источник, регулярно поставляющий такие сообщения. В 2017 году, ФЗ РФ N 2124-1не подвергался правке, а его редакция осталась неизменной с середины 2016 года, когда закон дополнился поправками о принципах и методах оценки размеров зрительской и иной аудитории СМИ. Здесь не следует полагать, что неизменная с тех пор редакция закона означает и неизменность правовых норм, затрагивающих данную сферу общественной жизни. Согласно положениям закона правкам подверглась практически каждая статья Кодекса административного судопроизводства (КАС), затрагивающая рассмотрение судами вопросов, связанных с деятельностью СМИ. Новая редакция КАС позволит ограничить доступ к аудиовизуальным сервисам по решению Московского городского суда. Прежняя редакция кодекса не предполагала существования такой меры как ограничение доступа к аудиовизуальным сервисам по решению городского суда. Конечно, здесь идет речь, прежде всего, о наделении Московского городского суда возможностью блокировать доступ к сетевым видеохостингам. Кроме того, в начале июня вступила в действие поправка к Кодексу об административных правонарушениях, где он дополнен рядом статей, связанных с работой СМИ. В частности, была добавлена статья 13.35 КоАП, где новая редакция предполагает, что предоставление видеохстингом своих возможностей — незарегистрированному в установленном порядке СМИ, влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10000 рублей для физических и от 500000 до 700000 для юридических лиц. И это далеко не единственная статья КоАП, связанная с деятельностью СМИ, которая подверглась заметным изменениям в этом году. Большинство поправок, принятых или вступивших в силу в весенне-летний период этого года, связаны с ограничениями и механизмами государственного принуждения в отношении сетевых ресурсов и распространяемой в интернете информации. Значительная часть поправок содержит утверждение значительных штрафов за нарушения мер, реализуемых органами государственной власти в целях ограничения не подконтрольных средств и методов распространения. Ознакомление с этими нормами может оказаться полезным владельцам сетевых ресурсов, пользующихся популярностью у широкой аудитории. Знание последних изменений может поспособствовать недопущению данными лицами типичных ошибок владельцев сетевых ресурсов.

  1. Размещение на ресурсе материалов, признанных экстремистскими или определенных в качестве сведений, составляющих государственную тайну.
  2. Не предоставление контролирующим органам статистической и иной информации о располагаемом ресурсе.
  3. Отказ в прохождении регистрации в качестве СМИ.
  1. Регистрация в качестве СМИ.
  2. Ведение статистического у иного учета, позволяющего оценить посещаемость ресурса.
  3. Своевременное предоставление органам государственной власти всей необходимой информации

Важно помнить:

  1. Отказ зарегистрировать популярный ресурс в качестве СМИ ведет к запрету на его распространение.
  2. Индивидуальный предприниматели являются юридическими лицами и административные штрафы для них могут достигать 1 миллиона рублей.
  3. Московский городскую суд вправе ограничить доступ к любому сетевому ресурсу, где будут зафиксированы нарушения норм действующего законодательства.