Акция — это стимулирующее мероприятие в форме конкурса или игры, для участия в котором нужно приобрести товар. Например, акция может быть такой: «Только в марте 2018 года купи автомобиль N, придумай веселую историю про автомобиль и выиграй сказочное путешествие в столицу Лондона». Или «Первые 50 покупателей нового магазина N на улице N получат карту постоянного покупателя с большой скидкой в подарок». Следует отметить, что компании могут быть организаторами лишь тех акций, подарки в которых формируются за ее счет или за счет средств соорганизаторов(спонсоров). Для начала необходимо узнать у специалиста, который отвечает за организацию рекламной акции, за чей счет будут покупать подарки для участников. Часто призовой фонд формируют за счет средств компании, партнеров и спонсоров рекламной акции или подарки предоставляют сообща все соорганизаторы. При покупке товаров или услуг организатора покупатель становится участником розыгрыша подарков от спонсоров или получает подарок от организатора. Этот вариант оптимальный, ведь компания-инициатор сможет самостоятельно легально провести мероприятие. Следует учитывать, что изменить условия конкурса можно только в первой половине срока, который установлен для представления работ. Известить об изменении условий необходимо тем же способом, каким конкурс был объявлен. Если по условиям акции такой срок — 2 месяц, изменить правила можно только в первые четыре недели. Если поменять условия позже, недовольные участники смогут взыскать призы через суд. Однако при условии, если они докажут, что могли победить, если бы правила остались прежними. Рекомендация. Не проводите акции, призовой фонд которых формируется за счет взносов участников. Например, акция может быть такой: «Купи лотерейный билет и участвуй в розыгрыше квартир». По закону такие мероприятия считаются лотереями, а организатором лотереи могут быть только Минспорт и Минфин. За организацию подобной акции предусмотрен штраф от 250 до 350 тыс. руб. для юридических лиц и от 15 до 20 тыс. руб. для ИП. Если проводите акцию совместно с другой компанией, подготовьте с ней договор. При разработке договора подробно опишите услуги, которые соорганизатор оказывает вашей компании, и услуги, которые вы оказываете партнеру. Например, соорганизатор предоставляет подарки для победителей, размещает анонс рекламной акции на своем сайте, а ваша компания распространяет рекламу акции с упоминанием соорганизатора на различных рекламных площадках. Добавьте в договор стоимость обоюдных услуг между компаниями. Если в соглашении не будет цены либо будет отсутствовать оплата по нему, суд может признать договор недействительным как безвозмездную сделку — дарение. Это связно с тем, что по законодательству дарение в отношениях между коммерческими организациями не допускается. Если сделку между компаниями без указания цены суд признает недействительной, размер вознаграждения будет определяться по той цене, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за аналогичные услуги. Совет. Соорганизаторы могут договориться не платить друг другу. Чтобы соблюсти запрет на безвозмездные сделки по статье 575 ГК, укажите в договоре, что стоимость встречных услуг каждого организатора одинакова. Деньгами можно не обмениваться. Просто оформите соглашение о взаимозачете после того, как все партнеры исполнят свои обязательства по договору. Как правило у организатора акции есть две основные обязанности перед налоговой инспекцией. Первая — удержать НДФЛ из денежного подарка и перевести его в бюджет за победителя. Ставка НДФЛ с выигрыша составляет 35 процентов, если выигрыш получает налоговый резидент РФ, и 30 процентов, если передаете выигрыш налоговому нерезиденту РФ. Перечислить налог в бюджет нужно не позднее первого рабочего дня, который следует за днем выплаты выигрыша. На это указывает пункт 6 статьи 226 НК. Если могли удержать налог, но не сделали этого, то с компании взыщут штраф в размере 20% от суммы, которая должна быть перечислена. В случае когда выигрыш выражен не деньгами, например лицу подарили пылесос, то удержать налог организатору будет не с чего. В такой ситуации заплатить налог необходимо победителю. Вторая обязанность организатора — сдать в налоговую инспекцию справку о доходах физического лица по форме приложения 1 к приказу ФНС от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ с признаком 1 не позднее 1 апреля следующего года. Следует отметить, что если подар
ки — это вещи, а не деньги, к обязанностям организатора добавляются еще две.
- выдать победителю справку о полученном доходе: стоимость не денежного, а вещественного выигрыша;
- сдать в налоговую инспекцию справку о доходах физического лица по форме приложения 1 к приказу ФНС от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ с признаком 2 не позднее 1 марта следующего года.
Таким образом, если приз вещественный, организатор акции как налоговый агент должен представить в инспекцию две справки 2-НДФЛ на одного человека, но с указанием разных признаков. Если этого не сделать, организацию или индивидуального предпринимателя могут оштрафовать на 200 руб. за каждую непредставленную справку 2-НДФЛ. Помните, что любые подарки участникам акции стоимостью от 4 тыс. руб. облагаются НДФЛ. Как указало Министерство финансов, если организатор рекламной акции за год выплатил участнику акции только выигрыш или приз общей стоимостью не более 4 тыс. руб., то он может не подавать в налоговую инспекцию справку 2-НДФЛ относительно выигрыша. Совет. Составьте ведомость выдачи подарков и проинструктируйте ответственного за их выдачу. После передачи подарка победителям, победители должны расписаться в ведомости.