Комитет Госдумы по финансовому рынку предлагает исключить из закона пункт, позволяющий взыскивать регрессную выплату с водителя, признавшего свою вину в ДТП, если он не известил об этом страховую компанию в течение 5 дней. Закон об ОСАГО позволяет страховщику предъявить регрессный иск водителю, виновному в аварии, и взыскать с него деньги на ремонт пострадавшей машины. Такой подход можно считать оправданным, когда виновник находился в нетрезвом состоянии или умышленно создал аварийную ситуацию. Однако наравне с этими случаями рассматривается и пропуск срока направления страховщику извещения о ДТП, когда участники обошлись без ГИББД и составили на месте происшествия Европротокол. Страховые компании активно используют эту «лазейку» в законе, взыскивая полную сумму ремонта с людей, которые по незнанию или другим причинам не направили им вовремя свою копию протокола. Особенно не логичным это основание выглядит, когда оба, виновник и пострадавший, вынуждены сообщать об этом одному и тому же страховщику. Тем не менее, этот формальный повод позволяет страховым компаниям переложить свои выплатные обязательства на добросовестных водителей. По данным газеты «Коммерсант», только «АльфаСтрахование» в 2018 году предъявила около 2-х тысяч таких претензий, «заработав» на этом больше 77 млн рублей. От регрессных исков пострадали уже тысячи людей. Среди них есть и такие, кто вовремя подал извещение, но не получил или не сохранил его копию с отметкой страховой компании. В феврале этого года депутаты Архангельской областной думы от фракции ЛДПР предложили поправки в закон, ограничивающие право страховщика на требование регресса. Они считают излишним двойное информирование, а сумму взыскания предлагают снизить до 10 % от общего размера возмещения. Проблему признают Банк России и Минфин, куда поступают сотни жалоб от пострадавших граждан. Масла в огонь подлили и сами страховые компании. До октября 2016 года извещение нужно было подать в течение 15 дней, и водителям до сих пор выдаются старые бланки Европротокола, где указан такой срок. В Минфине считают эту практику «недобросовестной» и вводящей в заблуждение. Комитет по финансовым рынкам поддержал инициативу внесения изменений, предложенных депутатами ЛДПР. В настоящее время рассматривается возможность исключения пункта «ж» из состава ст. 14 закона об ОСАГО и возможность представления копии Европротокола в электронном виде. Например, в виде фото с мобильного телефона. Представители РСА (Российского союза автостраховщиков) выступают против этой инициативы. По словам его председателя Евгения Уфимцева, страховые компании всего лишь требуют от водителей более четкого исполнения своих обязанностей. Однако даже он признает наличие проблемы в связи с тем, что оформление ДПТ по Европротоколу приобретает массовый характер. Так, по данным ГИББД в 2018 году почти 42 % водителей решили вопрос по обоюдному согласию. Многие юристы, работающие в сфере защиты прав автолюбителей, в том числе и наша компания, выступают за внесение в закон поправок, ограничивающих алчность страховых компаний. В спорах со страховщиками «Правой Эксперт» всегда выступает на стороне водителя, и оплату за юридические услуги взыскивает с ответчика только после окончания дела. Законопроект с новыми предложениями по реформе ОСАГО был принят в первом чтении, второе чтение должно состояться в апреле текущего года. При принятии изменений, они вступят в силу с июля 2019 года.