Что такое субсидиарная ответственность

Правовая природа субсидиарной (дополнительной) ответственности, а также условия ее наступления, раскрываются в ст. 399 ГК РФ. Однако положения данной статьи довольно обобщенные. Относительно того, как наступает субсидиарная ответственность при ДТП, в Кодексе речи не идет, поэтому мы рассмотрим этот аспект более подробно с учетом судебной практики.

Что следует понимать под субсидиарной (дополнительной) ответственностью?

Это вид ответственности, при которой «отвечать» за причиненный ущерб могут одновременно несколько человек. При этом первоначально претензии о возмещении ущерба должны направляться основному должнику. И только если у него не будет возможности в полной мере покрыть причиненный вред, дополнительно пострадавший может обратиться к лицу, который несет ответственность субсидиарно.

Субсидиарка является дополнительным видом ответственности, то есть она в отличие от солидарной наступает не всегда.

Многие путают эти два понятия, поэтому изначально разграничим их для более легкого восприятия последующего материала:

  • при солидарной ответственности пострадавший может предъявить претензию к любому должнику в любом объеме (полном или частичном);
  • при субсидиарной – требования предъявляются только к тому лицу, по чьей вине возникла задолженность, причем в полном объеме, а субсидиарный должник привлекается к делу, если тот не может выплатить долг полностью или частично.

Ключевое отличие в том, что солидарная ответственность является обязательной, а субсидиарная – факультативной.

Случаи и порядок привлечения

Субсидиарный порядок наступления ответственности возможен в следующих случаях:

  1. Должник не выплачивает кредит банку, в следствие чего последний предъявляет требования о погашении долга поручителю.
  2. Имущества ликвидируемого ООО не хватает для погашения общей долговой суммы перед кредиторами. В этом случае к ответственности могут привлекаться участники ООО.
  3. На этапе банкротства была завышена стоимость активов компании-должника. В связи с этим участники и оценщик будут привлекаться к субсидиарке в размере, соответствующему сумме, на которую была завышена реальная стоимость.
  4. В результате ДТП был причинен ущерб, а виновный в его наступлении не являлся владельцем ТС и не имел страхового полиса. Если данное лицо не сможет выплатить компенсацию в заявленном размер, а также если выплатит ее частично, требование в оставшемся объеме будет обращено к владельцу авто.

Субсидиарная ответственность может иметь как договорную (возникать на основе договора, как в случае с поручительством), так и недоговорную природу (происходить из факта причинения ущерба, например, при аварии).

При этом привлечение к субсидиарной ответственности подразумевает как добровольный, так и принудительный (судебный) порядок. Однако поскольку первый вариант встречается довольно редко (особенно если нет соответствующего договора), чаще всего решение о привлечении к данному виду ответственности выносит суд, и оно впоследствии исполняется в принудительном порядке.

Порядок проведения данной процедуры требует согласно ст.399 ГК РФ соблюдения следующих правил:

  1. Первоначальное обращение за возмещением ущерба к лицу, которое его причинило.
  2. Ожидание от него ответа в обозначенный в обращении срок или в течение разумного срока.
  3. При получении неудовлетворительного ответа или молчании такого лица – обращение направляется к «субсидиарному» должнику.

При этом последний должен уведомить основного должника о полученной претензии, а если дело дошло до суда – то инициировать его привлечение в качестве ответчика. Это имеет значение для тех ситуаций, когда «субсидиарный» должник впоследствии захочет обратиться с регрессными требованиями к основному.

Так вот, если описанный выше порядок не будет соблюден – основной должник может предъявить возражения того же характера, что и к истцу.

Субсидиарка при ДТП

Привлечение к субсидиарной ответственности возможно в случаях, когда виновником ДТП было признано лицо, которое не является собственником ТК и не вписано в страховой полис, но находилось за рулем с согласия владельца.

Из материалов судебной практики можно сделать вывод, что иск по таким делам подаются сразу к двум ответчикам:

  • лицу, которое было за рулем и устроило ДТП;
  • владельцу этого ТС.

Если даже первоначально истец указал в качестве ответчика только лицо, пребывавшее за рулем, владелец ТЦ привлекается к делу на стороне ответчика позже судом.

Таким образом, даже если виновный в ДТП водитель не сможет возместить убытки, то это «поможет» сделать владелец, которому принадлежит авто.

Добавить комментарий
Войти с помощью: 
×
×

Оставьте заявку на вызов юриста

Я прочел и согласен с политикой конфиденциальности

×
×

Заявка на вызов мобильного офиса

Я прочел и согласен с политикой конфиденциальности

×
×

Получите бесплатную консультацию

Я прочел и согласен с политикой конфиденциальности