В случае поломки технически сложных товаров покупатели вправе требовать их обмена или расторжения договора купли-продажи с возвратом денег в течение 15 дней после покупки (п.1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее – закон о ЗПП). По истечении этого срока, но в пределах гарантийного срока обмен или возврат по закону возможен только в определенных случаях. А именно: если недостаток существенный, если нарушен срок устранения недостатков, а также в случае невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократных поломок. При этом перечень технически сложных товаров по закону о ЗПП должно утвердить Правительство РФ. Однако общего перечня технически сложных товаров, утвержденного для целей закона о ЗПП, не существует. Есть только перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков. Он был утвержден постановлением Правительства РФ от 13.05.97 № 575, то есть еще в период действия старой редакции закона о ЗПП. В связи с этим можно сделать вывод, что пока не утвержден общий перечень технически сложных товаров, потребители ограничены только в возможности обмена таких товаров по истечении 15 дней после покупки. Если же речь идет о возврате денег, то потребитель может заявить такое требование и по истечении вышеуказанного срока, даже если недостатки товара не являются существенными. Однако продавцы техники придерживаются иной точки зрения и, как правило, отказываются удовлетворять такие требования добровольно, считая, что перечень технически сложных товаров от 13.05.97 распространяется в том числе на требования об отказе от договора. Поэтому для урегулирования спорной ситуации может потребоваться обращение в суд. Гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков изготовитель, продавец, уполномоченная организация или импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные в статье 18 закона о ЗПП (на замену товара, устранение недостатков, возврат денег и т. д.). А бесплатное сервисное обслуживание – это так называемое дополнительное обязательство в отношении недостатков, обнаруженных по истечении гарантийного срока. Это дополнительное обязательство изготовитель товара или продавец принимает на себя добровольно (п. 6, 7 ст. 5 закона о ЗПП). Поэтому объем этих обязательств они определяют самостоятельно. Чаще всего речь идет о бесплатном устранении мелких поломок без замены вышедших из строя деталей и без возможности возврата и обмена товара. Нет, вы имеете право на бесплатный гарантийный ремонт. Запрещено обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (абз. 2 п. 2 ст. 16 закона о ЗПП). Оговорка о том, что гарантийное обслуживание распространяется на товар только при условии его представления в ремонт в полной комплектации, включая упаковочные принадлежности, нарушает этот запрет и ущемляет права потребителей (п. 7 письма Роспотребнадзора от 28.05.10 № 01/8017-10-32 «О судебной практике по делам об административных правонарушениях»). Следовательно, эта оговорка недействительна. Вы можете изложить это в письменной претензии в адрес сервисного центра и потребовать принять телефон на гарантийное обслуживание.
Если у вас есть вопросы, то вы всегда сможете задать их на бесплатной личной консультации юристам компании «Правовой эксперт».