В условиях финансовой нестабильности стало популярно оформлять денежные обязательства путем выдачи собственных векселей. Являясь ценной бумагой, вексель дает кредитору больше гарантий, чем обычная договорная обязанность должника по оплате товаров, работ или услуг, так как полученный вексель можно продать, передать другому контрагенту в обмен на товары (работы, услуги). Однако у расчетов векселями есть свои специфические риски. Малейшие нарушения в правилах его составления и реквизитах приводят к тому, что получить платеж будет практически невозможно.

Пороки формы, которые аннулируют вексель

Вексель является ценной бумагой, поэтому в соответствии с требованиями статьи 142 Гражданского кодекса должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные для него законодательством, а именно Положением о переводном и простом векселе, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341 (далее – Положение № 104/1341). При этом все реквизиты можно разделить на два вида – обязательные и необязательные (восполнимые).

Отсутствие хотя бы одного из обязательных реквизитов влечет ничтожность векселя как ценной бумаги (п. 2 ст. 144 ГК РФ). Как показывает арбитражная практика, если обязательный реквизит присутствует, но обозначен неправильно (с нарушением правил Положения № 104/1341), то это все равно что его нет вовсе – в таком случае вексель тоже недействителен.

Ничтожность векселя означает, что к нему не применяются нормы вексельного законодательства. Другими словами, вексель превращается в обычную долговую расписку. Векселедержатель вправе предъявить по такому документу иск, основанный на общих нормах гражданского законодательства об обязательствах (п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.97 № 18 «Обзор практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте»). Но очевидно, что при отсутствии других оснований долга (договора и т. д.) взыскать платеж гораздо сложнее, а то и вовсе невозможно.

Что касается необязательных вексельных реквизитов, то их всего три. Во-первых, это срок платежа. Если он не указан, то вексель считается выданным на условии оплаты «по предъявлении» (ст. 2, 76 Положения № 104/1371). Во-вторых и в-третьих, это место платежа и место составления векселя. При отсутствии этих реквизитов они восполняются по правилам статей 2 и 76 Положения № 104/1371.

Нет, вексельное законодательство такого требования не содержит. Формы бланков векселей были утверждены постановлением Правительства РФ от 26.09.94 № 1094. Но они носят лишь рекомендательный характер, поэтому оформление векселя на обычной бумаге само по себе не означает дефект его формы и ничтожность (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.97 № 18).

Что считается отсутствием вексельной метки?

Вексель недействителен, если в его тексте нет так называемой вексельной метки – то есть слова «вексель». Это обязательный реквизит (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 75 Положения № 104/1341). При этом текстом векселя считается само обещание (в простом векселе) или предложение (в переводном векселе) уплаты определенной суммы. Это разъясняется в пункте 5 совместного постановления Пленумов Верховного суда и Высшего арбитражного суда № 33/14 от 04.12.2000 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей» (далее – постановление № 33/14).

Поэтому при отсутствии вексельной метки непосредственно в тексте документа он не считается векселем, даже если назван так в заголовке. Заголовок не имеет юридического значения (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.04.01 по делу № КГ-А40/1772-01).

Необходимо подчеркнуть, что, согласно Положению № 104/1341, вексельная метка представляет собой именно слово «вексель». Следовательно, никакое другое слово или выражение (например, «тратта», «вексельное обязательство», «вексельное письмо» и т. п.) не могут его заменить.

Какая формулировка обязательства об оплате сделает вексель ничтожным?

Текст векселя должен содержать простое, ничем не обусловленное обязательство (если это простой вексель) или предложение (если это переводной вексель) уплатить определенную денежную сумму.

Сама формулировка текста может быть любой – Положение № 104/1341 ее не конкретизирует. Допускаются любые выражения, означающие обещание или предложение заплатить. Например, «обещаю заплатить по данному векселю» для простого векселя и «платите», «прошу заплатить» – для переводного.

Главное, чтобы в документе не было никакого условия платежа, иначе он не считается векселем. Например, когда есть такая оговорка: «Данный вексель принимается эмитентом только в уплату за поставленную продукцию». Даже если подобное условие выражено не в самом предложении или обещании заплатить, а в другой части документа (перед подписью векселедателя и т. д.), суд может расценить вексель как ничтожный. В частности, именно к такому выводу пришел Президиум Высшего арбитражного суда в постановлении от 21.03.2000 № 7430/99.

Сумма должна быть отмечена конкретным числовым значением. Указывать ее путем приведения в тексте векселя алгоритма расчета недопустимо. Например, если в договоре, для оплаты по которому должник выписывает вексель, условие о цене сформулировано не в виде фиксированной суммы, а в виде порядка ее определения (в зависимости от условий поставки, сроков отгрузки и т. д.), то в векселе необходимо привести все же конкретную твердую сумму.

Да, в таком случае считается, что вексель выдан со сроком платежа «по предъявлении». А условие «в течение двух лет от составления» – это допустимая оговорка об увеличенном сроке, в течение которого векселедержатель может предъявить вексель к оплате (постановление Президиума ВАС РФ от 28.10.03 № 7901/03).

Дефекты условия о сроке платежа

Для признания документа векселем важно не столько наличие в нем срока платежа, сколько его правильное указание.

В статье 33 Положения № 104/1341 перечислено четыре конкретных способа, которыми можно обозначить срок платежа в векселе: по предъявлении; во столько-то времени от предъявления (a viso); во столько-то времени от составления (a dato); на определенный день.

Отступления от этих способов допустимы, только если такая возможность прямо предусмотрена в Положении № 104/1341. Фактически разрешаются только два отступления, и оба они касаются некоторых уточнений в сроке «по предъявлении» (в других векселях эти оговорки невозможны). Векселедатель может сократить или увеличить срок, в течение которого векселедержатель вправе предъявить такой вексель к погашению (по общему правилу он может сделать это в течение года со дня составления векселя). Также можно установить конкретную дату, ранее которой вексель не может быть предъявлен к погашению – «по предъявлении, но не ранее такой-то даты» (ст. 34 Положения № 104/1341).

Любые другие отступления от способов определения сроков, названных в статье 33 Положения № 104/1341, влекут недействительность векселя. В отличие от случая, когда срок платежа вообще не указан, при неправильном указании срока не считается, что вексель оплачивается «по предъявлении». Между тем именно неправильные формулировки сроков чаще всего становятся причиной ничтожности векселя. Например, векселедатель указывает срок погашения «по предъявлении, но не позднее» или «во столько-то времени от предъявления, но не ранее». Эти варианты недопустимы (постановления федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 15.11.02 № 108/3, Западно-Сибирского округа от 05.03.03 по делу № Ф04/2061-672/А45-2003). Они не соответствуют способам определения срока платежа, которые указаны в статьях 33, 34 Положения № 104/1341.

На практике в векселях иногда пишут срок оплаты «до такой-то даты» или «не ранее конкретной даты». Насчет действительности таких векселей сложилась противоречивая арбитражная практика. В большинстве случаев суды признают их ничтожными, так как подобного срока оплаты в Положении № 104/1341 нет (постановления федеральных арбитражных судов Центрального округа от 27.11.01 по делу № А35-2867/01-С22, Уральского округа от 17.01.08 № Ф09-11287/07-С4). Но есть и примеры, когда суды считают такое указание срока платежа вполне приемлемым для векселя (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.06.08 № Ф04 4050/2008(7575 А70 16)). В любом случае, учитывая спорность такого варианта, подобная формулировка рискованна для векселедержателя.

Если срок платежа по векселю поставлен в зависимость от каких-то условий, то это противоречит уже самой природе векселя как абстрактного обязательства. Например, срок платежа «по истечении стольких-то дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет векселедателя» не считается определенным. Он обусловлен событием, в отношении которого неизвестно, наступит оно или нет. Такой документ не имеет вексельной силы (п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ № 18).

Также в векселе недопустимы последовательные сроки платежа (ст. 33 Положения № 104/1341). Что считается последовательным сроком, в законодательстве не раскрывается. Но суды понимают под этим, в частности, одновременное наличие в векселе разных сроков погашения (то есть альтернативность сроков). Например, суд признал недействительным вексель, в котором было два срока оплаты – «по предъявлении, но не ранее такой-то даты» и «в течение трех дней от предъявления» (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.04.03 по делу № КГ-А40/1504-03).

Указание на несколько мест платежа влечет недействительность векселя

Место платежа может быть указано определенным населенным пунктом или в виде конкретного адреса (п. 23 постановления № 33/14). Это необязательный реквизит. Если он особо не отмечен в простом векселе, то местом платежа считается место составления документа. А если и оно не указано, то адрес, проставленный рядом с наименованием векселедателя (ст. 75 Положения № 104/1341). При отсутствии места платежа в переводном векселе таковым признается адрес, указанный рядом с наименованием плательщика (ст. 2 Положения № 104/1341).

Таким образом, вексель признается недействительным из-за отсутствия места платежа только в случае, когда в документе это место не указано и при этом нет адресов, которые могут его восполнить. Такие ситуации встречаются редко.

Чаще бывает другая ошибка: когда в векселе указано несколько мест платежа (то есть векселедержатель может предъявить его по одному из указанных в документе адресов). Этот недостаток уже нельзя восполнить, обратившись к месту составления векселя или адреса плательщика. То есть вексель считается дефектным по форме, а значит, недействительным (п. 23 постановления № 33/14). Но если векселедатель или плательщик просто исправил один адрес, первоначально указанный в векселе, на другой, то это не считается множественностью мест платежа и пороком векселя (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.08 по делу № 09АП-140/2008-ГК).

Пороки подписей в векселе

Подпись векселедателя требует особого внимания юриста. На первый взгляд можно выявить только один из возможных дефектов. А именно то, что подпись не рукописная, а факсимильная. Только собственноручная подпись свидетельствует о том, что вексель подлинный. Другой документ суд просто не примет в качестве подтверждения прав требования по векселю (п. 6 постановления № 33/14).

Между тем, если подпись рукописная, важно еще исключить ее скрытые дефекты. То есть удостовериться в том, что автор подписи вправе был подписывать вексель от лица компании-векселедателя. Это может сделать лицо, уполномоченное учредительными документами заключать сделки от имени компании (ст. 53 ГК РФ, п. 4 постановления № 33/14). Чаще всего это единоличный исполнительный орган компании (директор, генеральный директор и т. д.). Но чтобы точно в этом удостовериться, стоит ознакомиться с уставом компании-векселедателя, решением о назначении директора, а в идеале запросить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц для уверенности в том, что директор – действующий.

Возможно также подписание векселя представителем по доверенности. В таком случае векселедержателю во избежание риска отказа в погашении долга лучше не только посмотреть доверенность, но и оставить себе ее копию. Дело в том, что вексельное законодательство не требует расшифровки подписи. Но в то же время при отсутствии расшифровки компания, указанная в качестве векселедателя, может сослаться на то, что вексель подписан от ее имени неустановленным лицом, а она сама по нему не обязана. В такой ситуации доказать обратное поможет копия доверенности (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.12.08 № А33 7636/2008-03АП-3293/2008).

Если известно, кому именно принадлежит подпись на векселе, но у этого лица не было полномочий на его подписание от имени компании, то предъявить вексель к погашению можно лишь непосредственному автору подписи. В такой ситуации он обязан по векселю, как будто выдал его от себя лично (ст. 8 и 77 Положения № 104/1341, п. 13 постановления № 33/14). Но очевидно, что если вексель был оформлен на солидную сумму, то вероятность реального получения платежа от физического лица даже при наличии судебного решения очень мала.

Кроме проверки полномочий на подписание векселя стоит еще визуально сравнить подпись представителя компании-векселедателя с ее образцами на других документах (например, на договоре, заключенном с векселедателем). Это поможет исключить подделку подписи (когда в качестве директора компании или представителя по доверенности подписался кто-то другой и невозможно установить, кто именно). В такой ситуации потребовать вексельный долг не с кого (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.04 по делу № Ф04 8731/2004(7018 А70 11)). Конечно, юрист не может провести почерковедческую экспертизу, но визуальное сравнение поможет хотя бы исключить явную подделку, когда подпись на векселе совершенно не похожа на подпись уполномоченного лица на других документах.