Как вернуть деньги при цепочке перепродаж товара?
По умолчанию ГК не позволяет покупателю обратиться по поводу обнаруженных недостатков к изготовителю товара или к продавцу своего продавца. Лишь редко встречаются отдельные решения, в которых утверждается, что «гарантия производителя по своей правовой сути является его односторонним обязательством перед неограниченным кругом лиц по обеспечению надлежащего функционирования изделий». Такие акты можно считать редкими курьезами, которые практически не влияют на основную позицию судов.
Все иски должны предъявляться непосредственному продавцу — второй стороне договора. Это создает сложности, когда товар был перепродан несколько раз, прежде чем обнаружили недостаток. В этом случае спор должен быть решен в каждой паре продавец — покупатель. Это не значит, что нельзя решить спор о предшествующей купле-продаже, пока еще не разрешен спор о следующей за ней сделке.
Основное требование здесь — соблюсти срок обнаружения недостатка. Если сделки совершались с временными разрывами между ними, то возможна ситуация, когда срок обнаружения недостатков по первому договору в цепочке уже истек, а по второму нет. В таком случае первый покупатель будет обязан удовлетворить требования своего покупателя, но не получит компенсации от своего продавца. К тому же для соблюдения процедуры претензий нужно помнить, что обращение к производителю не равно извещению продавца.
Как убедить суд, что ссылаться на недостатки может не только собственник?
Покупателю необязательно быть собственником товара, чтобы сослаться на его недостатки и предъявить требования своему продавцу. Он может выбрать требование из статьи 475 ГК и после того, как продал товар третьему лицу. Например, покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать вернуть ему деньги, если обнаружит неустранимые недостатки. Перепродажа товара не прекращает действие гарантийных обязательств — их не прекращает даже расторжение договора. В статье 475 ГК нет условия, что при расторжении договора покупатель обязан вернуть товар и только тогда у него возникает право получить назад оплату, которую он перечислил продавцу. Это не встречные обязательства, суд не должен отказывать компании в иске о взыскании стоимости некачественного товара, если покупатель не доказал факт возврата товара продавцу.Учитывайте такую практику, если участвуете в цепочке перепродаж товаров. Также если у вас есть вопросы в области гражданского права, то вы всегда сможете задать его на бесплатной личной консультации. Заявку на консультацию вы можете, оставив заявку у нас на сайте.