Я заключила договор на оказание медицинских услуг с клиникой пластической хирургии «Приз» в Петербурге. Хотела избавиться от горбинки на носу, но операция не дала нужного эффекта. Мой нос сильно деформировался(все помнят Сквидварда), и стало трудно дышать. В клинике мне предложили провести еще одну операцию, за мой счет. Как я могу вернуть потраченные средства, если операция не привела к ожидаемому эффекту?
Лариса. Ростов.
Согласно Закону “О Защите Прав Потребителей” вы, как потребитель, при обнаружении недостатков выполненной работы вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы или повторного оказания медицинских услуг.
Расторгнуть договор вы можете в том случае:
- если клиника не устранит недостатки проведенной операции в установленный договором срок;
- если обнаружились существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
В этих случая, при отказе от исполнения договора, вам вернут цену оказанной услуги.
Досудебное урегулирование
Свои права вы вправе защищать как в суде,подав иск на клинику, так и в досудебном порядке, написав претензию клинике. Однако лучше начать с администрации самой больницы, поскольку при обращении к вышестоящим инстанциям вас все равно направят туда, с целью разобраться на месте. К тому же, в договоре на оказание услуг, может быть прописано положение о соблюдении обязательного претензионного порядка решения спора.
В вашем случае, когда результат операции оказался не совсем таким, каким ожидался, первым делом необходимо составить претензию. Она пишется в двух экземплярах на имя директора клиники. Подготовленную претензию следует отдать сотруднику администрации больницы, на вашем экземпляре он должен поставить дату, подпись, свою должность и ФИО. Если вручить лично не удалось, то отправляйте претензию заказным письмом с пометкой о вручении. Законом “О Защите Прав Потребителей” срок рассмотрения претензий должен составлять не более 10 дней.
Образец претензии в клинику
Ответ на претензию
При каждой медицинской организации существует врачебная комиссия (Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502 «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»). На основании решения комиссии пациенту предоставляется соответствующий ответ, который подписывается руководителем (главврачом) медицинского центра. Ответ передается лично, под расписку, или отправляется заказным письмом, по адресу, указанному в претензии.
Ответ на претензию может быть удовлетворительным, неудовлетворительным или его вовсе не предоставляют. В таком случае можно подать исковое заявление в суд.
Независимая экспертиза
Экспертиза качества медицинской помощи проводится для определения нарушений со стороны медиков. Ее цель — выявление допущенных ошибок, выяснение причин их возникновения и установление причинно-следственных связей с наступившими последствиями.
Экспертиза может быть проведена как до предъявления иска в суд, так и во время судебного процесса. Однако стоит учитывать, что досудебная экспертиза не обладает такой же доказательной силой, как исследование проведенное по поручению суда.
Судебная экспертиза назначается судьей либо по ходатайству сторон (ст. 79 ГПК РФ). Ее проведение поручают специальным экспертным учреждениям либо отдельным экспертам чья квалификация не вызывает у суда сомнений.
Судебное разбирательство
Какой суд рассматривает потребительские иски?
В случае отказа в удовлетворении требований, удовлетворении требований в неполной мере или игнорирование претензии следует обратится в суд. Дела по искам в защиту прав потребителей рассматриваются судами общей юрисдикции. Иск может быть предъявлен (ст. 17 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; ст. ст. 28, 29 ГПК РФ):
- по месту нахождения ответчика;
- по месту жительства или нахождению исца;
- по месту заключения или исполнения договора;
Таким образом вы можете обратится в суд в вашем городе.
Цена иска — это совокупная сумма денежных средств, самостоятельно определяемая истцом в исковом заявлении, исходя из заявленных им имущественных требований, и подлежащая взысканию с ответчика в пользу потребителя при положительном решении суда. В цену иска включаются, в том числе, рассчитанные потребителем неустойки и причиненные ему убытки. Моральный вред при подсчете цены иска не учитывается.
Иски,не превышающие 50 000 руб., необходимо направлять мировому судье. Если сумма иска превышает 50 000 рублей, исковое заявление нужно подавать в районный суд.
Также стоит учитывать, что если цена иска превышает 1 000 000 руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 руб.
Для разрешения разрешения судебного спора вам понадобится квалифицированная юридическая помощь. Специалист поможет вам грамотно составить исковое заявление, а также будет представлять ваши интересы в суде.
Необходимо предоставить чеки, квитанции, заключения экспертизы, переписку с ответчиком, выписку из медицинской карты, ответ на претензию и прочие документы и свидетельства, которые относятся к существу иска (в двух экземплярах, для суда и ответчика).
Нормативно-правовые акты, регулирующие права и обязанности медицинских учреждений
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Федеральный закон от 21.11.2011 №323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
- Срок рассмотрения большинства претензий составляет не более 10 дней (ст. 31 ЗоЗПП). Этот срок исчисляется с момента получения претензии.
- Обязательно сохраните все документы (чеки, квитанции) связанные с расходами по операции и после. На случай, если придется обращаться с иском в суд.
- При подаче иска о защите прав потребителя госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей (п. 3 ст. 17 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).