Обратилась с ребенком (8 лет) в больницу с небольшой температурой и кашлем. Педиатр поставила диагноз ОРВИ, лечились 2 недели. Днем нам стало хуже, поднялась температура, доктор скорой сказал, что это бронхит. Завтра снова идем на прием, что нам делать? Ирина. Воронеж. Медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленный на поддержание и (или) восстановление здоровья и включает в себя предоставление медицинских услуг (ст. 2  ФЗ №323). При получении медицинской помощи вы приобретаете статус потребителя  в рамках Закона о защите прав потребителе и имеете право на получение услуги надлежащего качества. Это касается как платных, так и бесплатных медицинских услуг. (п.9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»). Для начала запишитесь на прием к другому врачу, ему не обязательно показывать назначения предыдущего доктора. Вас осмотрят, направят на дополнительные анализы, поставят диагноз и назначат лечение. В случае, если врач ошибся диагнозом и тем самым причинил пациенту вред, вы вправе требовать от поликлиники:

  • Возмещение вреда;
  • Взыскание неустойки;
  • Компенсацию морального вреда.

Существует несколько инстанций, в которые вы можете обратиться в случае обнаружения ошибки лечащего врача. Целесообразно начать с администрации самой больницы, поскольку при обращении к вышестоящим инстанциям вас все равно направят туда, с целью разобраться на месте. Итак, нужно написать претензию (в двух экземплярах) на имя главврача поликлиники или заведующего отделением. Отдаете ее сотруднику регистратуры и просите поставить на вашем экземпляре дату, подпись, должность, ФИО сотрудника. Если вручить лично не получилось, отправляйте заказным письмом с уведомление о вручении. Образец жалобы не регламентирован, достаточно указать свои данные, адрес проживания, фамилию врача, номер поликлиники, больницы, а далее нужно в свободной форме изложить суть обращения или жалобы.

Образец претензии в медицинское учреждение

 

Рассмотрение претензии

Рассмотрением обращений, связанных с оказанием некачественных медицинских услуг, входит в компетенцию Врачебной Комиссии — это особый орган, функционирующий на регулярной основе при каждой медицинской организации (Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502 «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»). Решение Комиссии оформляется протоколом. На основании ее решения вам передают ответ на претензию и выдвигают варианты ее урегулирования. В случае, если ответ на претензию неудовлетворителен или отсутствует вы имеете право обратиться:

  • с жалобой в Роспотребнадзор или Минздрав;
  • с жалобой в прокуратуру;
  • обратится за помощью в некоммерческие организации, осуществляющие народный контроль в сфере здравоохранения (лига защиты прав пациентов, общество защиты прав пациентов и т.д.);
  • с иском в суд общей юрисдикции.

 

Нормативно-правовые акты, регулирующие права и обязанности медицинских учреждений

  1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Медицинские организации (как частные, так и государственные) за причинение вреда жизни и (или) здоровью пациента, вследствие оказания некачественной медицинской помощи, несут ответственность:

  • Дисциплинарную и (или) материальную;
  • Гражданско-правовую;
  • Административную;
  • Уголовную.

 

Запомнить

  1. Срок рассмотрения большинства претензий составляет не более 10 дней (ст. 31 ЗоЗПП). Этот срок исчисляется с момента получения претензии.
  2. Требования о компенсации морального вреда и о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни пациента некачественным оказанием медицинских услуг, могут быть предъявлены в любое время, поскольку исковой давности по таким требованиям нет (статья 208 ГК РФ).