Приобрела у местного туроператора путевку на 7 дней в Лазаревское. По приезду выяснилось, что отель, в который нас должны были заселить, давно не работает. А в том, где мы мы все же смогли остановиться, условия просто кошмарные — кондиционер не работает, водя грязная, кровати сломаны. В итоге отдых оказался испорчен. Что мне делать? Проблема с обманом россиян туристическими компаниями уже много лет является крайне актуальной. Дело в том, что в России слабо развито законодательство, которое должно регулировать сферу туристической деятельности. Между тем, в существующих законодательных актах есть положения, которые могут помочь обманутым гражданам отстоять свои права и получить компенсацию за испорченный отдых. Единственное — нужно соблюдать некоторые правила, которые могут вам помочь.  

  • Первое, о чем необходимо помнить, когда вы обращаетесь в ту или иную компанию — обязательно заключайте письменный договор. Это может быть договор на оказание туристических услуг, агентский договор (в том случае, если оператор выполняет только услуги по перевозке и заселению), но он обязательно должен быть. В данном договоре в обязательном порядке должны быть прописаны условия пребывания туриста (то есть, вас) во время оказания услуг. Некоторые особо доверчивые граждане не требуют составления договора, забирая только чек об оплате услуг. Так делать ни в коем случае нельзя, поскольку если вы захотите взыскать компенсацию за некачественно оказанные услуги, то необходимо доказать, что вам изначально предлагали совсем другие условия. Конечно, если договора в письменной форме нет, то можно попытаться доказать свою правоту при помощи показаний свидетелей, однако при обращении в суд эти показания далеко не всегда могут помочь.
  • Второе — если по приезду на место отдыха вы видите, что вам предоставляют не совсем те условия, которые вы ожидали — это нужно зафиксировать. Чаще всего это делается при помощи фотосъемки и все тех же показаний свидетелей.
  • Кроме того, иногда обманутые граждане составляют акт в свободной форме о несоответствии качества услуг ожидаемому. Это тоже допускается.
  • Все дальнейшие действия связаны непосредственно с компенсацией вреда и взысканием понесенных убытков.

  В целом процедуру компенсации убытков, причиненных некачественным оказанием туристических услуг, регулируют закон «О защите прав потребителей», закон «Об основах туристической деятельности в РФ и Гражданский кодекс. В ГК РФ содержится общее понятие о том, что лицо, права которых нарушены чьими-либо действиями, имеет право на полное возмещение убытков. Сама же процедура такого возмещения регулируется законодательством в сфере защиты прав потребителей. В частности, статья 9 ЗПП говорит о том, что потребитель имеет право на получение максимально полной информации о товаре или услуге, которую ему предлагают. Именно по этой причине и сказано выше о необходимости заключения письменного договора. Однако если договора по каким-то причинам нет, при обращении в суд можно свои требования основывать на том основании, что до вас не довели полную информацию.   — при обращении к туроператору требуйте письменного заключения договора об оказании услуг; — в случае обнаружения некачественных услуг обязательно зафиксируйте этот факт; — для возмещения убытков обратитесь к туроператору с письменной претензией, в которой следует потребовать возмещение убытков (в частности, стоимости путевки и проживания в отеле, если оно выходило за рамки отношений с оператором). Если в течении 10 дней убытки не будут возмещены, следует обратиться в суд с исковым заявлением.