У нас поменялась управляющая компания. Через три месяца её работы жильцы нашего дома получили новые квитанции на оплату коммунальных услуг. Сумма значительно повысилась, но качество услуг осталось прежним. При обращении к руководству новой управляющей компании, мы хотели выяснить причины и основание повышения цен. Ответ от администрации не получен до сих пор. Хотелось уточнить, насколько правомерно ведет себя управляющая компания, когда повышает тарифы на коммунальные услуги и добавляет дополнительные оплаты без предупреждения жильцов. Вера Павловна, г. Смоленск.   Повышение тарифов и стоимость оплаты различных услуг, это неизбежный процесс. Тарифы пересматриваются ежегодно, и к сожалению, не в пользу жильцов. Существует такое понятие как базовая ставка. Она изменяется чаще, каждые 6 месяцев. Коэффициент повышения тарифов в каждом регионе свой. Факторов, влияющих на изменение тарифов, несколько:

  • общее развитие экономики страны;
  • социально-экономическое развитие региона;
  • обеспечение малоимущих граждан субсидиями и льготами;
  • технологические показатели сетей;
  • расходы на усовершенствование систем и амортизационные отчисления;
  • процент бюджетных дотаций.

Определяющим фактором будет повышение цен на сырье. Это влияет на увеличение затрат коммунальщиков, что ведет к росту тарифов. Вопрос изменения тарифов и дополнение списка услуг обсуждается на собрании собственников жилых помещений. Порядок проведения этого мероприятия определен в статьях 45-48 Жилищного кодекса РФ. Стоимость коммунальных услуг предлагается управляющей компанией. Она не должна превышать базовые ставки. Устанавливаются тариф не меньше, чем на год. Должны четко соблюдаться следующие этапы принятия решения по изменению стоимости услуг:

  • расчет;
  • согласование;
  • утверждение.

Тариф рассчитывается на основании перечня услуг по содержанию и ремонту многоквартирных домов. Предложенные управляющей компанией услуги, их количественный и качественный состав, должны соответствовать:

  • конструкции здания;
  • его техническому состоянию;
  • износу коммуникаций;
  • климату в регионе.

Наименование услуг по обслуживанию жилых домов и оплата, определены Жилищным законодательством РФ и Правилами по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.   По законодательству, тарифы на основные услуги по обслуживанию зданий находятся под контролем государственных органов. Официальные тарифные ставки можно изучить на сайтах ОМС.

  • Жилищный кодекс РФ и постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года No 491 регулирует вопросы обеспечения и оплаты за предоставленное обслуживание. В ст. 156 ЖК РФ определяется порядок введения тарифов на коммунальные услуги в зданиях. Ст. 157.1. прямо указывает на ограничения в повышении размера коммунальных платежей. Он не может превышать предельные индексы в муниципальных образованиях, утвержденные государством. Если качество предоставленных услуг не устраивает потребителя, прежде всего нужно прочитать договор на оказание услуг. В нем должна иметься ссылка на качественный состав работ.
  • Статья 4 Закона «О защите прав потребителей» указывает на то, что обязанность исполнителя предоставить потребителю услугу, качество которой соответствует договорным обязательствам.

  Стоит уточнить все позиции, по которым проводятся платежи. К разряду основных коммунальных услуг относятся:

  • использование электричества;
  • подача газа и воды;
  • использование жилой площади квартиры;
  • пользование системой канализации;
  • тепло;
  • обслуживание всего здания и проведение текущего ремонта;
  • работы по капитальному ремонту;
  • вывоз мусора.

В этот список часто включаются дополнительные услуги:

  • пользование общей антенной;
  • обслуживание лифта, если в здании больше пяти этажей;
  • оплата за работу консьержа;
  • поддержание порядка на площадках и лестницах.

Не лишним будет изучить официальные тарифы по региону и сроки установления предыдущих тарифов по конкретному многоквартирному дому.