Товарный знак в современном бизнесе является отличительным маркером, без которого не может обойтись ни производитель, ни потребитель. Его популярность и востребованность в значительной мере повышает рыночную стоимость организации. Среди разнообразия товаров, похожих по составу, свойствам и ценовой политике именно товарный знак помогает различать продукцию. Нужно помнить, что незарегистрированный знак доставит много хлопот владельцу, поэтому первостепенной задачей является защита и регистрация товарного знака. Защитить знак можно шестью способами:

  1. С помощью усложненной структуры изображения. Правообладателю это выйдет в «копейку», зато подделать и скопировать такое изображение будет крайне тяжело.
  2. Виртуальная защита. Каждый молодой предприниматель раскручивает бизнес не только в реальном, но и в виртуальном мире. Поэтому просто зарегистрировать знак окажется недостаточным. Защитить необходимо и сам сайт, а именно базовый прописной код при создании проекта, авторские права, индивидуальное имя, оформление сайта.
  3. Уголовная ответственность за использование знака. Правительство строго наказывает нарушителей, которые используют чужое изображение в своих целях. Причем к уголовной ответственности привлекаются граждане, которые присваивают не только изображения, но и тождественные картинки, предупредительные маркировочные символы.
  4. Таможенная поддержка. У таможенных органов имеются права, на основании Приказа № 1199 от 2003 года, по которым они вправе задержать и конфисковать контрабандный товар. Правообладатель (или его представитель) вправе написать жалобу и таможенная служба остановит поступление товара в страну. Также у представителей имеется Реестр интеллектуальной собственности, по которому ведется соответствие товарного знака.
  5. Административно-правовая поддержка. Она может осуществляться при подаче пострадавшей стороны жалобы в орган управления деятельностью нарушителя. Письменного заявления в антимонопольную службу. Направления возражения в Палату патентных споров. Дело рассматривается в случае прикрепления бумаг с официальным подтверждением права на изображение. После завершения дела нарушитель обязан выплатить пострадавшему лицу штраф.
  6. Гражданско-правовая поддержка. Как защитить товарный знак с помощью арбитражного или третейского суда? В суде истинный владелец должен требовать прекращения использования его собственности и выплаты моральной компенсации. Суд назначает выплату до 5 млн. рублей, и подвергает огласке информацию, для восстановления доброго имени пострадавшего.

Интересно! К ответственности привлекается не только нарушитель, но и его сообщники, которые помогали в реализации продукции. В России различают пять, а в Европе шесть видов товарного знака. За границей популярным направлением является парфюмерия, поэтому защите подлежат запахи и их комбинации. Различают:

  1. Объемные фигуры и элементы объекта. Это может быть необычной формы тюбик зубной пасты, или уникальная упаковка в виде музыкальной шкатулки с гранулами чая внутри.
  2. Звуковые комбинации. Интересные сочетания звуковой дорожки и слов, которые часто используются в виде слогана на радиостанциях и рекламных роликов.
  3. Словесные.  К этой категории относятся словоформы, отдельные слова, сложенные в слоганы и лозунги. Например: Ашан, Магнит, Pepsi, Билайн, «Аэрофлот», телеканал Дождь и т.д. Слоганы чаще всего встречаются в рекламе: «Мегафон — мой мобильный телефон», или  Skittles «Не кисни, на радуге зависни».
  4. Графическая картинка. В эту категорию можно отнести эмблемы, цветовые сочетания, изображения. Например, символ ягуара на машине, бело-синее изображение на заправках Газпром, откушенное яблоко на телефонах, планшетах и компьютерах Apple.
  5. Комбинированные виды товарного знака. Соединены изобразительные и текстовые элементы (логотипы).

  Это обязательный шаг при создании и продвижении нового товара. Если придуман товарный знак, необходимо обратиться в консалтинговую службу, где будет проведена его регистрация. Для начала работники проверят совпадение знака по базам ФИПС, затем систематизируют вид услуги и представленную под знаком продукцию, после будет произведено оформление и описание знака. В заключительной части компания предоставит свидетельство на знак обслуживания. За две экспертизы взимается госпошлина в размере 10500 рублей. За регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства придется заплатить государственную пошлину в размере 12600 рублей. С момента подачи документов до получения свидетельства может пройти год. Дольше всего ожидается ответ из Роспатента.